Асана. Произносится с ударением на первом слоге.
Согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно», но на занятиях по йоге как правило означает «асана» или просто «поза». Например, Баласана – поза ребенка, Навасана – поза Лодки. Хотя и многие позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её освоения становится все более удобным и приятным. Горакшанатх- основатель традиции Натхов в Индии даёт следующее определение асаны — это пребывание в своей истинной форме. И это определение мне наиболее близко.
Намасте. Любимое всеми йогами слово. Это индийское и непальское приветствие и прощание, произошло от слов «намах» — поклон, «те» — тебе. Намасте как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой.
В широком смысле означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе» — то есть уважительное преклонение и прославление Всевышнего, божественной сущности мироздания, частичкой которого является человек, признание единства и вечной духовности всего сущего, согласно имеющимся традициям. Часто cловом «Намасте» открывают и заканчивают занятия по йоге. Возможен упрощенный вариант: «Я потрясающий. Ты потрясающий. Все эти остальные люди также потрясающие. Спасибо, всем за то, что вместе позанимались йогой! Спасибо всем живым существам…»
Oм. На уроке Вам преподаватель скажет, если Вы — новичок, что мантра «Ом» поется как АаааааУуууууМммм! Считается, что это звук, который издает вселенная, первичный, изначальный звук. Его поют в начале и в конце занятий по йоге. Изображение этого звука стало своего рода универсальным символом йоги – он украшает стены студий йоги, фигурирует в украшениях и татуировках йогов по всему миру. Но что же он на самом деле значит? Все мы часть вселенной — мы тоже всегда движемся, меняемся, дышим. И когда мы поем Ом, мы напоминаем себе об этом.
Шанти. Означает мир, покой. Когда мы поем «Омм Шанти Шанти», мы как бы взываем к спокойствию и умиротворению. В буддийской и индуистской традициях слово «шанти» повторяют три раза, что символизирует покой на уровне духа, души и тела.
Виньяса. Это так называемые «переходы». Виньяса нужна для того, чтобы логично связать одну асану с другой. Чтобы было красиво и удобно. Благодаря виньясе во время практики вы всегда будете заняты делом и не сделаете ни одной остановки. Активно используется в практиках аштанга-виньяса-йоги, дживамукти-йоги, редко – на йоге Айенгара.
Мантра. Если вы часто повторяете какое-то слово, еще не значит, что вы произносите мантру. Мантра – священна. Считается, что каждая мантра связана с определенным божеством и, распевая одну из них, вы кого-нибудь да призываете. Так что не пойте просто так – будьте избирательны и уважительны. Самые популярные мантры: Гаятри-мантра, Ом намах Шивая, Харе Кришна, мантра Ом.
Шавасана. Любимая асана йогов. Если вы увидели, что в классе все спят, это как раз она. Шавасану выполняют только в конце занятия, чтобы расслабиться и усвоить полученный опыт.
Пранаяма. Если вы начали заниматься йогой, вам придется научиться дышать. Да, именно научиться, потому что, так, как Вы дышали ранее, считайте, что и не дышали вовсе. Пранаяма усмиряет ум, успокаивает нервную систему, поднимает уровень энергии и ненавязчиво приводит к Просветлению.
Мудра. С санскрита «печать» или «знак». В индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Мудр существует много, и каждая из них ответственна за особое состояние разума. Хотите развивать сострадание, храбрость, мудрость? Ваши руки и пальцы к вашим услугам!
Бандха. Энергетический замок. Главный из них – Мула-бандха — сокращение мышц ануса за счет волевого усилия, которую учителя советуют держать все время. Другие же замки нужно выполнять только во время занятия. По требованию преподавателя.