Чандар Намаскар (Приветствие Луне)

Отличительные черты западной культуры — чувство соперничества и желание побеждать — весьма успешно транслируются в практику йоги через комплекс Сурья Намаскар. Многие западные йоги не случайно тяготеют к Приветствию Солнцу, практика которого стимулирует мощный выброс энергии. Но как в природе не бывает неисчерпаемых источников энергии, так и Привет­ствие Солнцу нельзя считать идеальным комплексом! Ведь если все время находиться под лучами палящего солнца, можно получить солнечный удар. И неконтролируемая практика Сурья Намаскар вместо ожидаемого бодрящего эффекта может привести к упадку сил, вялости, апатии и даже срыву иммунитета.

Во избежание «энергетического кризиса» представители Бихарской школы йоги рекомендуют чередовать Приветствие Солнцу с Приветствием Луне (Чандра Намаскар), практикуя которое мы склоняемся перед охлаждающей силой Луны. Свами Сатьянанда Сарасвати, который создал в 60-е годы ХХ века Бихарскую школу йоги, полагал, что Чандра Намаскар прекрасно подходит тем, кто находится под давлением стресса, поскольку помогает сбалансировать энергию. «Лунная» практика отличается спокойствием и неторопливостью.

14 асан Чандра Намаскар представляют 14 лунных фаз.

В лунном календаре 14 дней до полнолуния называются «сукла пакша» — светлые две недели, а 14 дней после полнолуния — «кришна пакша», то есть темные две недели. Имя каждого дня представляет отдельную асану и используется как основание для изучения дней лунного календаря. Энергия Чандры течет внутри ида нади (лунного канала), которой свой­ственны прохладное и расслабляющее качества. Ида — это интровертное, женское состояние, ментальная сила, которая отвечает за сознание. Лунные мантры, сопутствующие этой практике, — те мантры, которые прославляют жен­ское начало или лунный аспект божественного.

Итак, Сурья Намаскар разогревает тело, зажигая в нем внутренний огонь и страстное стремление к практике. А Чандра Намаскар, наоборот, дает возможность охладить тело и восполнить запасы жизненной энергии. В древних текстах по йоге сказано, что в теле присутствуют два вида энергии — разогревающая и остужающая. Йога и пранаяма позволяют гармонизировать эти энергии. Сурья Намаскар развивает практику, а Чандра Намаскар позволяет проникнуть в самую ее суть.

аджали мудра

Анджали-мудра (печать Приветствия) 

  • расставьте стопы на ширину таза
  • разверните ладони к потолку
  • соедините мизинцы в Анджали-мудре
  • расслабляйтесь
  • направляйте внимание внутрь себя

Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца)

  • на вдохе вытяните руки в стороны
  • на выдохе положите ладони на крестец
  • на вдохе направьте живот и область сердца вверх

Из этой позы три раза совершается переход в лунную Уттанасану.

Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами)

  • наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях
  • приведите грудную клетку к бедрам
  • разверните ладони к потолку
  • отпускайте по­звоночник,  чувствуя, как из него уходит напряжение

Высокий выпад 

  • на выдохе шагните левой ногой назад
  • правую согните как в Вирабхадрасане I – позе Воина I
  • оставьте руки на полу рядом с правой стопой
  • мягко вытяните корпус параллельно полу

Сомачандрасана I (плавная Лунная виньяса I)

  • на вдохе вытяните правую руку над головой
  • одновременно разворачивайте обе стопы по часовой стрелке
  • передняя стопа должна располагаться под прямым углом
  • задняя – находиться в положении позы Боковой планки

Сомачандрасана II (плавная Лунная виньяса II)

  • на выдохе вытяните правую руку вдоль бока
  • потянитесь к задней стопе
  • раскройте грудную клетку
  • выровняйте плечи на одной линии и активно работайте ногами

Повторите переход из Сомачандрасаны I и II еще два раза.

Переход в Сахаджа ардха маласану (спонтанная поза половины Гирлянды) 

  • на выдохе медленно разворачивайтесь против часовой стрелки до тех пор, пока не окажетесь в положении стоя с широко расставленными ногами и стопами, параллельными друг другу.

Сахаджа Ардха Маласана (спонтанная поза половины Гирлянды)

  • на вдохе согните левую ногу в колене и вытяните правую
  • позвоночник должен остаться удлиненным
  • на выдохе направьте энергию внутренней поверхности ног к тазовому дну
  • на вдохе так же внимательно переместитесь в другую сторону.
  • плавно переходите из стороны в сторону еще два раза, перемещая руки и ноги в спонтанном потоке, подобно морским водорослям.

Высокий выпад

  • развернитесь к левой ноге и сделайте высокий выпад.
  • настройтесь на Лунную виньясу.

Поза Планки 

  • на вдохе шагните левой ногой назад в позу Планки
  • расположите ладони под плечами
  • активизируйте центральные мышцы туловища
  • ощутите вытяжение энергии от макушки к копчику и далее к пяткам

Анахатасана

  • на выдохе опустите колени на пол
  • не  раслабляйте  мышцы нижней части живота
  • вытяните руки вперед, расставив их на ширину плеч
  • опустите область сердца к полу
  • останьтесь в этом положении на несколько циклов дыхания, затем полностью опуститесь на пол.

Сахаджа Бхуджангасана (спонтанная поза Кобры I)

  • поместите ладони под плечи
  • поднимите грудную клетку вверх
  • поочередно вращайте плечами назад, освобождая шею.
  • позвоночник движется плавно, без всяких ограничений.

Швананада (поза Счастливой собаки) 

  • на выдохе перейдите в позу Собаки мордой вниз
  • помните о расслабленном лунном настроении
  • поочередно отрывайте пятки от пола и прижимайте их обратно, словно жмете на педали
  • чувствуйте свободу в позвоночнике и области таза
  • отпустите челюсть и позвольте шее двигаться свободно

Адхо Мукха шванасана (поза Собаки мордой вниз)

  • войдите в традиционную позу Собаки мордой вниз
  • на вдохе вытяните правую ногу вверх к потолку
  • на выдохе опустите ее рядом с левой стопой
  • на вдохе вытяните левую ногу к потолку
  • на вдохе приведите ее в положение Вирабхадрасаны I

Высокий выпад

  • на выдохе шагните правой стопой вперед к краю коврика, слегка раскачивая таз из стороны в сторону.

Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами) 

  • наклонитесь вперед в лунную Уттанасану
  • руки должны тяжело свисать к полу
  • ладони должны смотреть в потолок

Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца)

  • поднимитесь и поместите руки на крестец
  • стопы плотно прилегают к полу
  • удлиняйте ноги, область сердца и макушку вверх и вытягивайтесь вверх ногами
  • челюсть расслабьте

Анджали-мудра (вариация)

  • выполняя мудру, направьте внимание внутрь себя
  • повторите последовательность в другую сторону и завершите практику Анджали-мудрой. Пусть это будет посвящением, благодарностью и молитвой за мир и обновление всего сущего.

ShivaRea2

В комплексе Чандра Намаскар, предложенном известным инструктором йоги и автором многих статей Шивой Ри  интенсивность, темп и качество движений значительно отличаются от классической практики, так  Ри считает, что лунную энергию следует культивировать намеренно, без спешки — только так можно будет создать подходящее настроение для практики.

И в заключении, приведу в пример, некоторые основные рекомендации для практики, озвученные Шивой Ри.

ShivaRea

Рекомендации

  • Устройтесь в комнате так, чтобы видеть луну. Можно также заниматься на свежем воздухе в потоке лунного света.
  • Если вы находитесь в помещении, приглушите свет, зажгите свечи и создайте уютную атмосферу. Мягкая спокойная музыка также может оказаться небесполезной.
  • Чтобы ощутить связь с Луной, начните практику с короткой медитации.
  • Направить внимание внутрь себя вам поможет повторение лунной мантры «Ом Сомайя Намаха». Читайте ее при переходе из позы в позу.
  • Не прыгайте, как во время практики Сурья Намаскар. Двигайтесь медленно – как будто делаете асаны в воде.
  • Находясь в позах, не бойтесь совершать спонтанные движения.
  • По возможности практикуйте Чандра Намаскар вечером, когда луна уже появилась на небе.
  • Главный принцип Чандра Намаскар – медленные движения. Это значит, что не надо синхронизировать движения со вдохами и выдохами, как в Сурья Намаскар.
  • Смакуйте позы, словно деликатес. Старайтесь чувствовать каждое мгновение практики.
  • Даже если у вас в запасе всего 20 минут на практику – их бывает вполне достаточно. Важно не количество, а качество и вовлеченность  в процесс.